Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

Ценные бумаги. Взгляд в прошлое. Общество путиловских заводов.

Цветкова Елена
к.э.н.
28.01.2021 00:00

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. ОБЩЕСТВО ПУТИЛОВСКИХ ЗАВОДОВ.


История крупнейшего российского завода, «дедушки питерских заводов» - Путиловского началась в XVIII столетии. В 1789 году во время очередной войны со Швецией, на острове Котлин был построен казенный Кронштадтский чугунолитейный завод. В нем была одна плавильная печь, работал 190 рабочих и 6 специалистов из Англии. Управляющим завода стал уроженец Шотландии Чарльз Гаскойн.

В 1801 году завод переехал в Петербург за Нарвскую заставу. Выросло число рабочих, появились рабочие династии. Вместе с отцами мастеровыми работали их сыновья, приписанные к заводу. К 1809 году на заводе трудилось около 400 человек, выполняя военные заказы. В 1812 году здесь начали делать паровые машины и даже предметы художественного литья. Но в 1824 году, во время знаменитого наводнения, пострадали все цеха, погибло много рабочих. Разрушенный завод правительство решило продать.

В течение 40 лет у завода сменилось множество хозяев, долги выросли, и завод вернулся в казну. А в 1868 году отставной чиновник морского министерства, инженер и математик Н.И. Путилов купил его у казны. С этого момента завод стал «Путиловским». Новый владелец рассчитывал получить большую прибыль от продажи рельсов, в связи с активным железнодорожным строительством. И не ошибся. Завод стал прибыльным. Кроме рельсов началось производство паровозов, вагонов. Путилов повышал производительность труда, открыл школы для рабочих и их детей, квалифицированных мастеров специально выписывал из Тулы.

Для мобилизации капиталов в 1873 году предприятие оформляется как Акционерное Общество Путиловских заводов. Главным акционером стал Немецко-Русский торговый и промышленный банк. Банк ввел в правление Общества своих представителей, взял на себя заботы о погашении долгов Путилова в размере 4 млн руб.

Однако размах коммерческих сделок не всегда был оправдан. Железнодорожный бум спадал, а после кончины Путилова в 1880 году положение завода ухудшилось. Долг казне вырос до 16 млн руб. Несколько лет завод жил разовыми заказами, ожидая улучшения конъюнктуры. В начале 1890-х годов начался промышленный рост, завод приступил к производству артиллерийских орудий. При поддержке казны он стал крупнейшим предприятием. К концу 1890-х здесь работало 12 тысяч человек.

Новый кризис, начавшийся в 1900 году, приостановил его развитие. Прибыль в металлургии оказалась ниже средней по стране. Стоимость акций Общества Путиловских заводов колебалась от 50 рублей в 1901 году до 210 рублей в 1912 году (при номинальной стоимости 100 рублей). Дивиденды на акцию были от 2 рублей в 1902 году до 8 рублей в 1907-м, а в 1909-м вообще не выдавались. На начались забастовки, стали увольнять рабочих.

В 1910 году член правления Общества Путиловских заводов фон Дрейер обратился за помощью в Русско-Азиатский банк. И тогда глава отдела финансирования предприятий банка А.И. Путилов, внучатый племянник первого владельца Общества, возглавил Правление. Заводу снова помогла казна. В 1912 году был получен заказ на производство 2 крейсеров и 8 эсминцев. Во время Первой мировой войны завод продолжал выполнять заказы на производство орудий и боеприпасов. Однако с 1915 года поставки начали задерживаться: из-за массовых забастовок, с одной стороны, и недостаточности финансирования, с другой. Проверка обнаружила, что со счетов завода исчезли огромные суммы. При 25 млн руб. собственного капитала заказов у завода было на 40 млн руб. Военный министр А.А. Поливанов потребовал передать Общество Путиловских заводов под наблюдение казны. Путилов был устранен от руководства. Новое правление получило от государства 10 млн руб. на спасение завода.

В январе 1918 года Путиловский завод был национализирован и переименован в «Красный путиловец», а в 1934 году – в Кировский завод, в честь секретаря Ленинградской партийной организации С.М. Кирова. Завод выпускал тракторы «Кировец», паровозы, двигатели, танки КВ - 1. В 1992 году завод акционирован, создалось ОАО «Кировский завод». Теперь его производство – дорожно-строительные машины, машины для нефтегазовой отрасли, бронемашины, краны. В 2011 году с кампанией SCODA создано совместное предприятие «Вагонмаш», специализирующееся на продукции транспортного машиностроения.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ