Специальная версия для людей с ограниченными возможностями
Ценные бумаги. Взгляд в прошлое. Общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов «сормово»

Акционерный капитал в Российской Империи приносил высокие доходы в новых, высокотехнологичных отраслях экономики. На рубеже XIX – XX столетий прибыльным вложением стало приобретение акций Сормовского завода. Он был основан в 1849 году товариществом «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство», учредителями которого стали князья Л.В. Кочубей и В.А. Меньшиков, а директором Д.Е. Бенардаки. Предполагалось, что завод будет специализироваться на судостроении. И уже через год на воду сошли первые пароходы «Ласточка» и «Астрахань».

В 1860 году все акции завода скупил Бенардаки, оснастивший цеха новым оборудованием. После его кончины в 1870 году заводом стал управлять инженер К.М. Окунев. При нем началось производство двухпалубных судов. Не желая ограничиваться судостроением, руководство завода приступило к выпуску вагонов и паровозов. Вагоны были разные – цистерны, вагоны-ледники, двухэтажные пассажирские вагоны, даже вагоны для пива. А паровозы выпускали до середины ХХ столетия.

В 1872 году было образовано акционерное общество «Сормово» и в 1894 году завод перешел от наследников Бенардаки в собственность акционерного общества. Прошла очередная модернизация производства. Были построены новые цеха: железопеределочный, котельный, прокатный, запущены мартеновские печи. А когда началось строительство Транссибирской магистрали Сормово снабжало ее не только подвижным составом, но и металлоконструкциями для мостов, сортовым железом, прокатом. В Сормово трудилось около 12 тысяч рабочих. Завод поддерживал строительство школ, больниц и храмов.

В начале XX века в «Сормово» построили настоящие теплоходы дворцы, названные в честь дочерей Николая II – «Великая княжна Татьяна Николаевна» и «Великая княжна Ольга Николаевна». Но на заводе строились и суда технического класса, например землечерпалки. Участвовало «Сормово» в строительстве мостов, в частности, Романовского моста длиной 1063,2 метров через Волгу близ Казани, занесенного в книгу рекордов Гиннеса.

Последним дореволюционным директором «Сормово» с 1914 года стал С.А. Хренников. К этому времени на заводе работали 25 тысяч человек. В Первую мировую войну здесь выполнялись военные заказы, изготавливались детали орудий, снаряды, бронещиты.

В 1918 году завод был национализирован, а в 1922-м был переименован в «Красное Сормово». Сохранился судостроительный профиль предприятия. Конструктором Р.Е. Алексеевым были спроектированы суда на подводных крыльях – «Ракета», «Метеор», «Восход». В 1937 году для канала Москва–Волга была построена целая флотилия первоклассных пассажирских судов.

Во время Великой Отечественной войны завод приступил к военному производству. В октябре 1941 года из ворот завода вышли танки Т-34. Примечательно, что еще в 1920-м здесь выпустили первый советский танк «Русский Рено». За годы войны «Сормово» произвел более шести тысяч танков.

Особое место в истории завода занимает подводное кораблестроение. С 1930 года «Сормово» начал выпускать подводные лодки, в том числе атомные. В 1953 г. на заводе стала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали. На Сормовском заводе родилось много уникальной продукции. С переходом к рынку, когда многие предприятия, работавшие на «оборонку», закрывались, «Сормово» успешно вписался в рыночные отношения и продолжил выпускать конкурентоспособные теплоходы, баржи, танкеры, суда.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ