Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

История создания зеркального производства в России необычна и показательна. С XVI века признанным лидером в этой сфере была Венеция. И со времен Петра I спросом пользовались итальянские зеркала. Отечественная продукция была не популярна, да и организовать зеркальное производство было сложно: ограниченность подходящих ресурсов, вредность технологии, длительность и трудоемкость процесса. Однако статский советник Ф.А. Беклемишев неожиданно реализовал успешный проект по производству зеркал в России.

В 1872 году он основал небольшую зеркальную мануфактуру в Рязанской губернии, близ села Лакаш (здесь находится современный Окский заповедник). Дело в том, что здесь на берегу притока Оки оказались богатые залежи мельчайшего белоснежного песка, необходимого для производства зеркал. Первоначально на предприятии было 8 шлифовальных машин на водяной тяге, обслуживаемые 75 работниками. Но скоро его продукция стала пользоваться высоким спросом у отечественной знати из-за высокого качества и более низкой стоимости, по сравнению с зарубежными аналогами.

В конце XIX века дело отца продолжила его дочь, предприимчивая помещица Е.Ф. Беклемишева. Интерес к необычному для России производству проявили иностранные инвесторы. Благодаря большим капиталовложениям семейное производство можно было расширить и модернизировать. В 1896 году было образовано Русско-бельгийское общество для производства зеркального стекла. А еще через два года началось строительство обширного завода. На стройке трудилось 3 тысячи человек, для нужд строительства была построена отдельная кирпичная фабрика.

В 1901 году стекольный завод заработал. В кирпичных подвалах разместили машинные отделения и плавильные печи для варки стекла при температуре от 300 до 2500ºС, в зависимости от состава примесей. В одноэтажных деревянных зданиях разместили цеха. Заводская котельная включала в себя три огромных паровых котла. В водокачку поступала вода из реки Пра. Нефть на завод доставлялась по трубопроводу. Производство было оснащено по последнему слову техники. Одновременно с заводом были построены дома для мастеров и рабочих, дом директора завода, двухэтажный дом для приезжих, здание конторы завода, баня, тополиная аллея, оранжерея.

Но завод работал всего лишь два года. Случился кризис перепроизводства в стране, так как многие предприниматели решили открыть профильные предприятия, конкуренция повысилась. И, получив большую компенсацию от стекольного завода-конкурента в Екатеринославе, в 1903 году стекольный завод Беклемишевой закрылся. Хотя само акционерное общество формально существовало до революции 1917 года. В поселке продолжала работать лесопилка, водяная мельница. Фирма стала заниматься лесозаготовками. С началом Первой мировой войны в поселке поселились беженцы из польских губерний, оккупированных немецкой армией. Владелица фирмы учредила и содержала в Москве госпиталь.

После революции Беклемишева уехала в Москву. А крестьяне занялись дележом всего ее имущества. Многие постройки были уничтожены, но завод охранялся красноармейцами и был в полной сохранности до 1924 года. Но затем было принято решение о его ликвидации и завод оказался полностью разрушен. От него остались лишь выложенные кирпичом подвалы.

До настоящего времени сохранились развалины стекольного завода у поселка Брыкин Бор Рязанской области на территории Окского заповедника. В одном из зданий бывшего завода – шлифовальном цехе – разместился музей природы.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ