Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

Начало массового производства велосипедов в России тесно связано с Юлием Александровичем Меллером. Будущий основатель крупного завода происходил из немецкого рода, проживавшего в Эстляндской губернии. В конце 1880-х годов он переехал в Москву и весьма удачно женился на дочери богатого купца Александре Брежневой. Часть приданого (300 тысяч рублей) в 1893 году была потрачена на покупку небольшой мастерской на Садовой-Триумфальной улице. Здесь делали водопроводные трубы. Мастерская не случайно стала называться «Dux Ю.А. Меллер», ведь в переводе Dux означало «ведущий». Ее хозяин явно стремился к лидерству во всем.

С середины 1890-х в России все более и более популярным становился велосипед. И Меллер сравнительно легко перевел свое предприятие с производства полых водопроводных труб на производство велосипедов. Предприятие стало называться «Фабрика велосипедов «Дукс» Ю. Меллер и Ко». Фирменные магазины открылись в Москве и Санкт-Петербурге. В 1896 году велосипеды Меллера получили бронзовую медаль Всероссийской Художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде. Производство росло и к концу века на фабрике уже трудилось 115 человек, работало три паровых двигателя. Ежегодно около тысячи велосипедов вывозилось за ворота «Дукса». Требовались новые капиталовложения и предприятие было акционировано. В 1900 году АО «Дукс» Меллера имело уставной капитал в 350 тыс. руб., разделенный на 1400 акций номиналом по 250 руб. Директором мог стать владелец не менее 40 акций. Семейство Меллеров (сам Ю.А. Меллер, его жена А.Н. Брежнева и брат Иван Меллер) имело контрольный пакет в 701 акцию.

С началом нового века «Дукс» существенно расширил ассортимент продукции. Помимо велосипедов началось производство мотодрезин, мотоциклов и автомобилей. В Петербурге «Дукс» открыл роскошный автосалон. Инновации в производстве быстро принесли отдачу. Годовой доход в 1904-м составил 457 350 руб., из которых 47% давала продажа велосипедов и 39% – автомобилей. Чистая прибыль составляла 92 350 руб., а рентабельность продаж – 20%.

Вскоре «Дукс» освоил воздушное пространство. 10 августа 1910 года на Ходынском поле аэроплан «Фарман» фирмы «Дукс» под управлением пилота С.И. Уточкина впервые поднялся в воздух и сразу же установил рекорды по продолжительности, высоте полета и по наличию пассажира. На самолете «Ньюпор» «дуксовского» производства П.Н. Нестеров совершил знаменитую «мертвую петлю» в августе 1913 года. А годом ранее мировой рекорд по высоте установил «дуксовский» дирижабль «Ястреб» (1800 м.). Тогда же состоялись первые соревнования аэросаней, в которых приняли участие сани «Дукса» с авиационным двигателем. В годы Первой мировой войны «Дукс» стал поставщиком военных самолетов. За 1910-1917 годы на «Дуксе» было выпущено около трети всех российских самолетов (более 1750 штук).

После революции 1917 года Меллер эмигрировал во Францию, завод был национализирован, но продолжал работать, хотя автомобилей больше не делал. В 1919-м «Дукс» переименовали в Государственный авиационный завод № 1. На нем работал известный авиаконструктор Н.Н. Поликарпов. А велосипедное производство бывшего «Дукса» перешло к Московскому велозаводу (ул. Велозаводская, 5). Завод, оставшийся в старых корпусах «Дукса», в 1931-м был разделен на два предприятия, одно из которых стало машиностроительным заводом № 43 (с 1963 года – «Коммунар»). После 1993 года заводу, освоившему уже ракетное производство, вернулось историческое название – «Дукс».



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ