Специальная версия для людей с ограниченными возможностями


Сибирские просторы издавна считались «землей обетованной» для сотен и тысяч наших соотечественников, искавших здесь «счастья» среди бескрайних, как казалось, просторов тайги, горных хребтов, полноводных рек. Не менее привлекательными в сравнении с обширными и малоосвоенными пахотными землями представлялись участки залежей полезных ископаемых.

Но если изначально многие из первопроходцев шли «на встреч солнцу» для того, чтобы найти заветные золотые прииски, то уже к середине XIX столетия внимание стали привлекать весьма неплохие, с точки зрения перспектив разработки, месторождения руд черных и цветных металлов и, не менее востребованные – каменного угля. И наиболее привлекательными и выгодными представлялись здесь запасы Кузнецкого каменноугольного бассейна (будущего Кузбасса).

Одновременно с этим строились расчеты и на разработку металлических руд. Сочетание угля и руды обеспечивало, казалось бы, стабильную работу будущей металлургической промышленности в крае.

И хотя их промышленная разработка началась довольно поздно, транспортная и производственная инфраструктура представлялась первоначально, вполне достаточной для того, чтобы вокруг пересекавшей всю Сибирь и Дальний Восток Транссибирской железной дороги стали бы возникать многочисленные шахты и пришахтные поселки, а позднее металлургические заводы. Транссиб выступал бы и в качестве первичного потребителя каменного угля, столь востребованного для топок паровозов. И, что не менее важно, в развитии региона оказалась бы заинтересована и казна, которая получала возможность дохода с земель, ей принадлежавших, но требовавших дополнительных капиталовложений для разработки.

Почин в создании акционерного общества принадлежал известному российскому железнодорожному предпринимателю и меценату – Савве Ивановичу Мамонтову. Именно он, оказавшийся в этот момент на «пике» своего экономического «могущества» решил привлечь средства к разработке угольных месторождений. Его интерес был продиктован возможностью дополнительного роста здесь железнодорожного строительства и получения качественного угля для обслуживания имеющихся транспортных коммуникаций. С другой стороны, не исключалась также, как отмечалось выше, активное развитие металлургической промышленности.

В 1896 году Мамонтов основывает «Акционерное общество Восточно-Сибирских чугуноплавильных, железоделательных и металлургических заводов». Его основной капитал составлял 3 млн. руб.

И в этот же год новообразованное общество заключило с правительством два соглашения (сроком на шестьдесят лет) о приобретении в аренду земельных участков, которые, с большой долей вероятности, обладали запасами железной руды. Взамен казна получала специальную ренту с каждого пуда добытого угля и с каждой десятины арендованной земли. Но главное значение получали геологоразведочные работы, поскольку значительных масштабов железной руды разведано еще не было.

К сожалению, общество так и не смогло реализовать задуманный потенциал роста. Крупные металлургические производства не появились. Несмотря на увеличение в 1899 году основного капитала в два раза начавшийся в России экономический кризис и банкротство Мамонтова привели к тому, что и новое акционерное общество оказалось коммерчески несостоятельным. В 1900 году его деятельность прекратилась, так и не успев развернуться.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ