Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

Ценные бумаги. Взгляд в прошлое. Общество петербурго-волжскаго пароходства и судоходства.

Цветкова Елена
к.э.н.
26.02.2021 00:00

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. ОБЩЕСТВО ПЕТЕРБУРГО-ВОЛЖСКАГО ПАРОХОДСТВА И СУДОХОДСТВА.

Ценные бумаги. Взгляд в прошлое. Общество петербурго-волжскаго пароходства и судоходства.

Строительство речных пароходов началось в России в 1815 г. Монополистом в этой сфере до 1842 г. оказался шотландец Карл Берд, получивший от казны особые привилегии в сфере строительства и эксплуатации речных судов. И лишь после истечения срока этих привилегий российское правительство приняло закон о свободе коммерческого пароходного предпринимательства. И на реках России стали создаваться частные коммерческие пароходства.

Середина XIX столетия стала временем бурного развития морского и речного транспорта. На волне энтузиазма по замене парусных судов паровыми, в 1859 г. было учреждено Общество Петербурго-Волжского пароходства и судоходства для перевозок грузов и пассажиров. По Мариинской водной системе пароходство доставляло грузы и пассажиров от Волги до Санкт-Петербурга и Кронштадта.

Учредителями Общества стали капитан 2-го ранга Петр Фалк и статский советник Иван Гонзаго-Павличинский. Среди акционеров не было крупных чиновников, но это не мешало пароходству успешно работать и выполнять контракты. К началу XX в. основной капитал Общества составлял 700 тыс. руб.

Пароходство использовало Мариинскую водную систему, и, в частности, маршруты по Онежскому и Ладожскому озерам. Это был не самый спокойный маршрут. Здесь нередкими были поломки кораблей.

Так, например, в сентябре 1885 г. произошла катастрофа на Ладожском озере с пароходом «Александр Свирский». Это было плоскодонное судно без киля, что позволяло безопасно проходить речные отмели, но во время прохождения по озерам появлялись опасности. Судно могло перевернуться даже при самом незначительном ветре. Начиналась опасная качка. Это и произошло в сентябре 1885-го. Хорошая сентябрьская погода оказалась обманчивой, пароход потерпел аварию.

Первоначально пароходы топились дровами, заготавливаемыми по берегам рек. Это было довольно выгодно, тем более если учесть, что корабли Пароходства совершали рейсы по лесным уездам и губерниям. Но, чем больше развивались торгово-промышленные связи, тем больше требовалось топлива и прежнее древесное уже не соответствовало возросшим потребностям. Древесины стало не хватать. Доставлять же ее издалека также становилось невыгодно. К тому же дрова занимали много места и снижали грузоподъемность судов.

Положение спасли нефть и двигатели внутреннего сгорания, появившиеся с 1870-х годов. И здесь Петербурго-Волжское пароходство оказалось впереди, по части использования технических достижений. Были построены новые и переоборудованы уже работавшие речные суда. Технический прогресс всегда приветствовался руководством Общества. Считалось необходимым также существенно улучшить интерьеры кают, систему обслуживания пассажиров, обеспечить максимальную степень безопасности. По уровню комфорта пароходы Общества соответствовали лучшим мировым критериям.

Обществу Петербурго-Волжского пароходства и судоходства, помимо упоминавшегося уже парохода «Александр Свирский», принадлежали также пароходы «Везнесенье», «Генерал-Адмирал», «Петрозаводск», «Эрль» и другие. Общество Петербурго-Волжского пароходства и судоходства развивалось достаточно стабильно, его капиталы росли и перспективы расширения транспортных перевозок были весьма неплохими.

После революции 1917 г. в феврале 1918-го был издан специальный декрет советского правительства о национализации всех судов частных коммерческих пароходств. Перестали существовать многие транспортные компании, в том числе Общество Петербурго-Волжского пароходства и судоходства. Правда качество построенных им судов было настолько высоким, что они продолжали плавать по рекам и озерам еще несколько десятилетий.


Цветкова Елена Александровна, к. э. н.