Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

Ценные бумаги. Взгляд в прошлое. Товарищество московского металлического завода

Цветкова Елена
к.э.н.
24.03.2021 00:00

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ. ТОВАРИЩЕСТВО МОСКОВСКОГО МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ЗАВОДА.

Ценные бумаги. Взгляд в прошлое. Товарищество московского металлического завода

Во второй половине XIX в. Москва вступила на путь интенсивного промышленного роста. Выросла потребность в металлических изделиях. Вокруг Москвы работали железоделательные заводы, располагавшиеся под Нижним Новгородом, Владимиром и Тулой. Но отсюда время доставки в Москву было значительным. Проблема была решена в 1883 г. В Москве создается Товарищество Московского металлического завода. Его основателем был французский поданный Юлий Петрович Гужон. Финансовую помощь ему оказало немецкое семейство Вогау, создавшее капитал торгуя чаем.

Гужона всю жизнь привлекали новинки. Будучи поклонником автомобилизма, Гужон первым в России получил автомобильные права. Он писал книги по управлению производством. Выступал за приоритеты частного капитала перед государственным в тяжелой промышленности.

Создавая новый завод, Гужон избрал стратегию, сочетающую инновации и низкие издержки. Сталь плавили в мартеновских печах, тогда как на российских заводах еще применялись маломощные пудлинговые печи, выпускающие железо невысокого качества. К 1896 г. на заводе работали 7 отделений: сталелитейное, прокатное, тянульно-гвоздильное, болтовое, строительное и канатное; слесарно-токарная и кузнечная мастерские, химические и механические лаборатории, вспомогательный мастерские для обработки проволоки (обжигательная, цинковальная, калильная, лудильная). Завод имел 7 паровых машин общей мощностью 2400 лошадиных сил. Помещения завода освещались 74 дуговыми электрическими и 1254 лампами накаливания. На заводе были проложены три ширококолейные железнодорожные линии длинной 3 километра, с собственными паровозами, соединенные с Московско-Курской железной дорогой.

Снижение издержек достигалось и экономией на рабочей силе. Масса рабочих выполняла тяжелую, низкооплачиваемую работу и долго не задерживалась на заводе. В условиях высокого предложения рабочей силы управляющий завода не заботился об улучшении условий работы.

Продукция Гужона не нуждалась в рекламе – москвичи хорошо знали, кто выпускал сталь, прокат, балки, рельсы, фасонное чугунное литье, благодаря кому «держались» мосты через Москва-реку у Воробьевых гор и через Пахру, перекрытия Политехнического музея и Брянского (ныне Киевского) вокзала.

С 1896 года продукция Товарищества экспонировалась на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Завод получил право изображения Государственного герба на своих изделиях. В 1900 г. общество получило золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Гужон возглавлял Общество заводчиков и фабрикантов Московского промышленного района, был вице-председателем Русско-французской торговой палаты, участвовал в деятельности Французского благотворительного общества.

Однако в 1900 г. начался экономический кризис. Гужона спасли французские банки. С их помощью прошла финансовая реорганизация и учрежден устав нового Товарищества с основным капиталом в 4 млн руб. Производство модернизировали. На нем стали работать электродвигатели. Благодаря выполнению заказов в Первую мировую войну завод увеличил основной капитал до 5 млн руб., а прибыль – до полмиллиона. На заводе работало 3,2 тыс. рабочих.

В 1918 г. завод был национализирован и переименован в 1922 г. – в московский металлургический завод «Серп и Молот», успешно участвовавший в перевооружении народного хозяйства, развитии транспорта. Завод выполнял заказы для Московского метро. В годы Великой Отечественной войны завод ремонтировал танки, выпускал различные марки сталей. В послевоенные годы в производство внедрили новые технологии: использование кислорода в качестве интенсификатора выплавки стали, переход на электрические дуговые печи.

После акционирования в 1990-е гг. помещения завода сдавали в аренду. Стали обсуждаться идеи перепрофилирования завода, но все завершилось сносом в 2015-2019 гг. заводских зданий и ликвидацией предприятия.


Цветкова Елена Александровна, к. э. н.