Специальная версия для людей с ограниченными возможностями

Ценные бумаги. Взгляд в прошлое. Заем города Тулы 1911 год.

Цветков Василий Жанович
д. и. н. РГГУ
11.04.2023 13:14


Тула, как известно, во все времена отличалась достаточной развитой и разнообразной промышленностью. Особенно отличалось оружейное дело. Однако, с точки зрения состояния города и городского хозяйства – не все обстояло благополучно. Казенный оружейный завод не уступал по качеству продукции лучшим заводам Европы. Начали работать также сахарный, медообрабатывающий, патронный заводы.

За период с 1856-го по 1897-й год население города увеличилось вдвое и составило 114 тыс. чел. Однако собственное жилье имели очень немногие туляки, большинство снимали внаем дом, квартиру, комнату, угол или койку. В Туле нередко вспыхивали опасные эпидемические болезни (тиф, холера и др.). В Туле было огромное количество оврагов. В городском бюджете за 1870 год были предусмотрены средства по содержанию в городе 194 мостов.

В городе множились богадельни, ночлежные дома, приюты, приютные дома и прочие богоугодные заведения, на строительство и содержание которых жертвовали средства многие состоятельные жители города. В 1892 году была создана Тульская городская телефонная сеть. В 1893-м началось строительство водопровода в городе. А в 1902-м началась электрификация Тулы.

В городской черте было огромное количество оврагов. В городском бюджете за 1870 год были предусмотрены средства по содержанию в городе 194 мостов.

С 1890 года в городе появился еще один вид личных транспортных средств – велосипеды. В Туле был построен велотрек, популярными стали велосипедные гонки. С билетов, продаваемых велосипедным обществом на свои мероприятия, в казну города отчислялся 10%-налог. В городе также существовал ипподром и устраивались бега.

О финансовом росте города можно судить по появлению предприятий, созданных с участием западных финансистов: железопрокатного завода, Судаковского металлургического завода, электростанции.

Когда возможности для увеличения городских доходов за счет налогов и сборов в дореволюционной России были исчерпаны, а текущие городские расходы и капитальные затраты требовали финансирования, стали прибегать к облигационным займам и ссудам.

В начале XX века использование заемных средств было признано целесообразным: для финансирования небольших повторяющихся затрат – фонды; для финансирования новых предприятий и проектов – займы. Считалось, что благоустройство городов прямо пропорционально их задолженности. Облигационные займы были доступны лишь небольшому числу местных самоуправлений, преимущественно крупных и средних городов, поскольку именно они пользовались доверием, имели квалифицированных специалистов по организации размещения облигаций и получали эффект от масштаба (соотношения доходов и расходов на эмиссию).

Тула также прибегала к облигационным займам. В 1911 году был утвержден третий выпуск облигационного займа города Тулы в сумме 100 тыс.руб. Облигации номиналом 100 руб. приносили собственникам 5% годовых. С 1911-го по февраль 1917 года главой города Тулы был Аркадий Алексеевич Смирнов, из рода потомственных дворян. При нем открылся театр, была упразднена конно-железная дорога. В годы Первой мировой войны массово были открыты лазареты для раненых.

Но история муниципального обложения была недолгой. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 9 октября 1919 года все предыдущие муниципальные займы были аннулированы.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ