Специальная версия для людей с ограниченными возможностями


История становления и развития машиностроения в Российской империи знает немало примеров, когда изначальное намерение о строительстве завода совершенно другого профиля, постепенно, под влиянием рыночной конъюнктуры, перспектив новой техники и технологий перерастало в создание предприятия или, даже, группы предприятий ориентированных на иную группу товаров. Так произошло с историей возникновения «Русского общества машиностроительных заводов Гартмана» на рубеже XIX – XX столетий.

Густав Гартман, подданный Германской империи, не предполагал изначально заниматься в России развитием машиностроения. Ему принадлежал достаточно крупный паровозостроительный завод в г. Хемнице (Саксония). Предприимчивого хозяина интересовала, в первую очередь, возможность создания в России, в Петроковской губернии (Польша) металлургического предприятия, очевидно не без расчета для снабжения металлом своего собственного завода. Однако очень скоро Гартман пересмотрел свои первоначальные планы и намеревался уже вложить средства в строительство машиностроительных заводов.

«Стартовым» предприятием стал паровозостроительный завод в Луганске Екатеринославской губернии. Изначально он был запланирован как образцовое предприятие, ориентированное на производство и сбыт востребованного на Юге России подвижного состава для быстро растущей железнодорожной сети. Примечательно, что Устав акционерного общества «Русское общество машиностроительных заводов» (РОМЗГ) был Высочайше утвержден 3 мая 1896 года. Финансовую поддержку здесь обеспечивал российско-немецкий консорциум банков Санкт-Петербургского Международного и Дрезденского. Уставный капитал составил 4 млн руб., разделенных на 40 тыс. акций, но уже в 1899 году основной капитал был увеличен до 9 млн. руб., разделенных на 60 тыс. акций по 150 рублей каждая. Основными держателями ценных бумаг стали Дрезденский банк и Санкт-Петербургский коммерческий банк. Правление компании, располагавшееся в столице, возглавил сам Густав Гартман.

Уже в самом наименовании общества предполагалось, что Луганский завод станет первым из многих аналогичных заводов. Но даже и его профиль предусматривал производство не только подвижного состава, но и паровые котлы, трубы, цистерны.

Луганский паровозостроительный завод был введен в строй в 1900 году. Оборудование завода было передовым по тем временам и, благодаря этому, была возможность создать на нем подготовленную конструкторско-технологическую базу. Даже на 150 рублевой акции был изображен паровоз. На основе этой базы стало возможным не только масштабное производство паровозов (около 1/4 производимых в России), в том числе по казенным заказам, но и проведение опытно-конструкторских разработок.

Например, в 1912 году, после проведенных совместно с правлением Владикавказской железной дороги, на Луганском заводе началось производство грузового паровоза с колесной формулой 0-5-0. Данная система была новинкой для российских железных дорог, поскольку считалось, что пятиосные локомотивы не смогут «вписываться» в повороты магистралей, будут слишком тяжелые и это потребует дополнительных технических усовершенствований. Однако спрос на такие машины был велик, поскольку они позволяли перевозить больший объем грузов. Конструкторские разработки оказались удачные и паровоз серии Э с базой 0-5-0 пошел в серийное производство. Завод снабжал локомотивами не только южные –Екатерининскую, Южную, но и Московско-Брестскую, Петербургско-Варшавскую железные дороги. В 1918 году завод был национализирован.



Авторы:
Цветкова Елена Александровна, к. э. н.
Цветков Василий Жанович, д. и. н., РГГУ